Что ребенок должен уметь в два года? Малыш растет… И вот уже из несмышленой и неуклюжей крохи вырос вполне сознательный, активный человечек, которому два года. Он развивается, получает новые знания и навыки буквально каждый день. Чему-то учится он сам, что-то закладывают родители, дом и семья, а может малыш уже ходит в детский сад и там с ним занимаются профессиональные воспитатели и педагоги.
Конечно, нет единых требований и правил, которые со 100% точностью расскажут обо всех особенностях этого возраста и неукоснительно должны присутствовать в развитии ребенка. Но все же основные навыки и умения, характерные для двухгодовалого ребенка, а также некоторые полезные советы и рекомендации выделить можно.
Физическое развитие:
— Ребенок передвигается не только спокойным шагом, но и ускоренным и бегает.
— Бросает, пинает и пытается ловить мяч.
— Поднимается по лестнице не приставным шагом, а меняя ножки на каждой ступеньке.
— Прыгает. На двух ногах, на одной, через препятствие, например перепрыгивает через лежащую на земле палочку.
— Движения ребенка максимально скоординированы. Малыш может ходить задом наперед и балансировать на перекладине — естественно взрослые должны его подстраховывать.
— Движения рук и непосредственно кистей и пальчиков становятся еще более четкими. Важно в этом возрасте особое внимание уделять мелкой моторике, так как она напрямую влияет на речевое развитие ребенка.
Руками к этому возрасту малыш умеет рисовать вертикальную линию, если его научили, то одной рукой может резать бумагу ножницами.
Также уже можно различать какая рука у ребенка более активная — левая или правая, но полностью установится преобладание какой либо руки к 5 годам.
Задумываясь над тем, что ребенок должен уметь в два года следует отметить, что в этом возрасте не стоит запрещать ребенку бегать, прыгать и активно двигаться, ему очень необходима тренировка этих навыков для последующего развития.
Познавательное и речевое развитие:
— Ребенок знает 100-200 слов, которые явно различимы и понятны хотя бы близким людям.
— Объединяет слова попарно и в предложения по 2-5 слов.
— Ребенок повторяет наизусть части стишков, некоторые детки могут повторять маленькие четверостишия.
— Реакция на музыку уже не просто имитация танца, а осознанные покачивания, движения рук и ног в такт музыке.
— Ребенок понимает и выполняет 2-3 упорядоченных действия, например — иди в комнату, возьми со стола ручку и принеси маме на кухню.
— Задает вопросы — «что это?», «куда?», просит «покажи».
— Отвечает на простые вопросы — «что варят в кастрюле?» — суп ( и другие варианты), » что надеть на улицу?» — в соответствии с погодой — штаны, шапку, куртку и т. д.
— Показывает на пальчиках сколько ему лет и произносит свое имя, здесь уж как научить — или сокращенное или полное, или оба.
— Появляется исследовательский интерес — ребенок пытается, разобрать, сломать, открыть игрушки и другие доступные предметы, чтобы узнать, что внутри.
— Повторяет многие слова, которые слышит от взрослых или от ровесников. Советы и рекомендации простые: следует быть особенно внимательными и контролировать свою речь, чтобы в результате не пришлось краснеть за ребенка и себя.
Умственное развитие:
— Самостоятельно листает книгу, показывает и называет предметы, изображенные на страницах. По просьбе может назвать цвет и форму. Если с ребенком занимались, то к 2 годам он уже легко может запомнить 4-6 основных цветов и 4-6 основных форм или геометрических фигур.
— Группирует предметы по цветам, формам, качеству. Если разложить знакомые предметы и попросить — покажи все зеленые, или — покажи все мягкие, или — покажи все квадратные.
— Запоминает буквы алфавита. У нас дочь ассоциирует их с первыми буквами слова, например — М — мама, П — папа. Подробней про наше изучение алфавита я писала вот в этой статье.
— Собирает пирамидки, усложненные сортеры, легкие пазлы.
— Выстраивает из кубиков домик или выставляет в ряд, имитируя паровозик.
— Складывает предметы друг в друга в соответствии с размером — стакан в стакан, кольца в кольца, собирает матрешку.
— Играет с куклами, мягкими игрушками «одушевленно» — кормит, укладывает спать.
— Играет соответственно назначению предмета — молоток стучит, машинка возит куклу, ключ открывает дверь.
Бытовое развитие:
— Пьет из кружки. Ест вилкой и ложкой, практически полностью аккуратно. Знает что суп едят ложкой, а более твердые блюда — вилкой.
— Помогает на кухне — мешает тесто, может почистить вареное яйцо — отличный пример для развития мелкой моторики, главное следить за ребенком, чтоб не съел скорлупу и не поранился. Имитирует приготовление пищи, если дать кастрюлю и ложку — мешает, «варит кашу». Переливает воду ложкой из кружки в кружку. Пытается перелить без ложки из кружки в кружку. Если не препятствовать, а наблюдать и помогать, то совсем скоро у малыша все будет получаться как нужно.
— Помогает делать уборку — если дать тряпку — «моет» пол, протирает пыль, также имитирует стирку.
— Запачканные вещи просит снять и несет в стирку.
— Выбрасывает, например фантик — и дома и на улице в мусорку.
— Пытается самостоятельно чистить зубы.
— Чаще всего знает горшок, просится, выливает и идет мыть руки.
— Надевает носки, варежки, обувь, штаны. И снимает. Расстегивает молнии и липучки.
Хочу отметить, что многие нюансы развития зависят как от здоровья ребенка, так и от того, в каком направлении занимаются с ребенком взрослые и занимаются ли вообще. Кто-то например, больше внимания уделяет развитию речи — много читают и разговаривают. Кто-то уделяет особое внимание физическому развитию — ребенок много времени проводит на улице, с ним занимаются определенными упражнениями дома, отдают в спортивные секции с самого раннего возраста. Кто-то развивает умственное и логическое мышление.
Таким образом, отвечая на вопрос, что ребенок должен уметь в два года, можно сказать, что лучше всего в таком возрасте способствовать гармоничному развитию ребенка, всестороннему и всеохватывающему и тогда впоследствии уже можно будет четко определить склонность ребенка к тому или иному творчеству или занятию, выявить таланты и уже тогда развивать их в конкретной направленности.